Только пятая часть (19,5%) всех сотрудников в системе здравоохранения — это врачи. При этом административно-управленческого персонала (АУП) — почти треть (31,9%) всех сотрудников. Система финансирования больниц — ущербна, фактически оплачивается пребывание больного в стационаре, а не качество его лечения. Ценники на услуги по ОМС установлены едва ли не с потолка и без основательного обоснования. А большая доля трат (64,2%) медицинских организаций за счёт средств ОМС идет на оплату труда (см. выше — кого), на лекарственные препараты уходят 16,6%, а прочие работы и услуги «отнимают» 9,2%. Все эти проблемы российского (а следовательно — и брянского, которое плоти от плоти, кровь от крови общефедерального, хоть и со своим, конечно, стародубовским менталитетом) здравоохранения обнародованы не неведомыми, как любит брянский губернатор Александр Богомаз выражаться, «фэйкамётами», а аудиторами Счетной палаты РФ.
Более трети российских регионов имеют избыточное число административного персонала в своих медицинских учреждениях, говорится в докладе Счётной палаты РФ по итогам проверки расходования средств обязательного медстрахования (ОМС) за период с 2021 по 2023 годы. В частности, в 2023 году в среднем по стране доля административно-управленческого персонала в больницах и поликлиниках составляла 31,9%. При этом в 36 субъектах федерации этот уровень заметно превышен. Рекордсменом стала Сахалинская область (61,1% управленцев), Ханты-Мансийский автономный округ (41,6%), Курганская область (35,1%) и Хабаровский край (34,9%). К административным должностям Счётная палата относит руководителей медицинских учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений (кроме практикующих врачей) и т.д.. По мнению аудиторов СП, значительное число персонала, не связанного с оказанием медпомощи, говорит о наличии избыточных административных функций.
Система финансирования стационаров в российских регионах ущербна — медики не мотивированы в качественном лечении пациентов, так как главный показатель, чтобы больной выжил. Государство оплачивает пребывание пациентов в стационаре, но никак не качественное его лечение, поэтому медики мотивированы только в госпитализации больных, но не в предоставлении ему качественных медицинских услуг. В погоне за валовыми показателями госпитализации медицинские организации могут не соблюдать стандарты лечения, поскольку это никак не отражается на финансировании. Главный показатель – чтобы никто не умер. А всё потому, что именно смерть и есть главный мотиватор для медперсонала: умер пациент – снижена оплата за лечение. Поэтому перед смертью больных просто выкидывают из стационара, чтобы не портил статистику.
В среднем по России затраты на оплату труда занимают 64,2% в общей структуре расходов больниц, говорится в отчете. Этот показатель варьируется в зависимости от региона: от 78,4% от всех расходов в Чукотском автономном округе до 52,7% в Чечне. При распределении субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС доля затрат на фонд оплаты труда установлена в размере 70% от общих расходов, говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. Это, по его мнению, говорит о диспропорции уже на этапе формирования потребности регионов в объеме средств субвенции.
На закупку лекарств в среднем в РФ приходится 16,6% от общих расходов медицинских организаций, говорится в докладе СП. На оплату прочих работ и услуг в среднем по стране больницы тратят 9,2% от всех расходов, здесь аудиторы тоже обнаружили расхождение от 15,3% в Кировской области до 4,8% в Астраханской. В Воронежской области до сих пор вспоминают, как пять лет назад одна из больниц на средства ОМС закупила 78 килограммов красной икры. И вряд ли на завтрак пациентам.
Устанавливаемые Минздравом размеры тарифов на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию в регионах устанавливаются, как примерно одинаковы, но по факту они назначаются весьма произвольно и без адекватного обоснования. Более того, в разных регионах цена по страховке за ту или иную медуслугу различается в разы. В качестве примера в отчёте сравнивают стоимость МРТ головного мозга в Волго-Вятском экономическом округе и Кировской области: 2933 рубля и 4487 рублей, соответственно. В 2024 год тот же государственный тариф был установлен в 4225 (выше рыночной цены на 44%), следует из отчёта СП.
Счётная палата предлагает правительству РФ передать регулирование медицинских тарифов и нормативов в Федеральную антимонопольную службу. Нужны единые стандарты и руководящие принципы использования средств ОМС, которые бы учитывали и объясняли различия в региональных особенностях, говорится в отчете. Аудиторы убеждены, что это повысит эффективность использования средств медицинского страхования, но главное врачи будут биться за качественное лечение.
Как сообщала в марте замглавы Минздрава Татьяна Семенова, российским медучреждениям не хватает почти 30 000 врачей и 63 000 средних медицинских работников. В ходе опроса в рамках комплексного мониторинга здравоохранения «Народного фронта» (ОНФ) 41% российских медицинских работников сообщили, что не удовлетворены содержанием и условиями своей работы, чаще всего указывая размер заработной платы (70%) и нагрузку – большое количество пациентов и смен (39%), цитируют «Ведомости» руководителя аналитического департамента в социальной сфере исполкома ОНФ Константин Смирнов. По его мнению, выявленное соотношение доли врачей и административного персонала говорит о существенном перераспределении потенциального дохода врачей в пользу иных сотрудников медорганизаций. Но уже сейчас стоит обратить внимание на то, кому платят – администраторам или врачам, так как на эту пропорцию в меньшей степени влияют внешние факторы. © ИА «Город_24»