Синдром «ключевого звена в цепи любых событий»: что такое обсессивно-компульсивное расстройство и как с ним бороться

    0
Print This Post 06 июля 13:37 Здоровое
Синдром «ключевого звена в цепи любых событий»: что такое обсессивно-компульсивное расстройство и как с ним бороться

Среди опрошенных россиян 20% перед выходом из дома фотографируют выключенный утюг, плиту и другие электроприборы. Некоторые снимают на видео, как закрывают входную дверь. Кто-то — постоянно раскладывает вещи или ни дня не может прожить без генеральной уборки квартиры. Все эти действия могут иметь более глубокий психологический смысл, а не просто оставаться частью повседневного быта. Например, они могут быть признаком обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) — психического диагноза, при котором у человека возникают навязчивые мысли (обсессии) и повторяющиеся действия (компульсии), на поводу у которых он идет, чтобы снизить тревогу, говорится в материале проекта «Стиль жизни» от «СЭ».

Обсессивно-компульсивное расстройство или невроз навязчивых состояний — самое сложное для лечения тревожное расстройство. По статистике, оно диагностируется лишь у 2-3% людей в мире, так как люди стесняются признаваться в проблеме даже близким. Оно обычно проявляется в 20-25 лет. У мужчин — до полового созревания, у женщин — ближе к 20-ти годам. Также ОКР иногда наблюдается у детей и подростков. ОКР сильно влияет на качество жизни и может незаметно привести к тяжёлой депрессии.

Как проявляется обсессивно-компульсивное расстройство?

При ОКР человека мучают навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии), которые он не может остановить. Например, мысли об угрозе загрязнения собственного тела: человек помыл руки, вышел из ванной, и ему кажется, что он уже грязный. Идея чистоты становится очень важной, и всё время крутится в голове, как заезженная пластинка, которая не выключается и мучает человека. Ему приходится придумывать всевозможные ритуалы, чтобы себя успокоить: «Если я помою руки пять раз перед выходом на улицу, значит, они точно будут чистые». Как говорит психотерапевт Мехмет Сунгур: «Человек с ОКР моет не руки, он моет мысли».

«Чем больше человек с ОКР следует ритуалам, тем больше он подтверждает фобию, которая лежит в основе расстройства. Постоянно моя руки, человек подтверждает мысль о том, что микробы его убьют, если… он прямо сейчас не вымоет руки. Порочный круг закрепляется, цикл замыкается. Человек с ОКР не может остановиться — он постоянно миксует мысли в голове, старается держать под контролем внешний мир. Если что-то идет не так — может испытывать эмоции, с которыми не справляется и снова начинает придумывать какие-то ритуалы», — рассказывает клинический психолог Светлана Малышева .

Пациенты с ОКР могут бояться, что поведут себя агрессивно, либо считают свои мысли неуместными или аморальными и испытывают чувство вины за них. В таком случае специалисту приходится работать с мыслями, а не с поведением.

В основе ОКР также лежит ощущение некой угрозы и постоянные сомнения в том, всё ли человек сделал для того, чтобы что-то случилось или, наоборот, не произошло. Человек все время сомневается, берет на себя сверхответственность за всё, что может с ним произойти, проявляет чрезмерную настороженность. Например, бесконечно проверяет, выключены ли розетки дома, чтобы предотвратить замыкание и пожар, которые он представляет как угрозу.

Человек с ОКР считает себя ключевым звеном в цепи любых, даже внешних, не зависящих от него событий. Ему кажется — если он может представить худший исход в голове, значит, должен сделать что-то, чтобы его избежать.

Как диагностируется ОКР?

Главный совет от специалистов-психологов — не надо ставить себе диагноз, это делает только специалист. Психотерапевтам и психологам очень часто приходится не подтверждать диагноз, а поддерживать человека словами: «Подождите, у вас сложный период в жизни, страдать — это нормально! Это не про диагноз, это объективно сложно!». И человек удивляется: «Надо же! Я думал, я больной!».

«Мы можем назвать человека склонным к навязчивости, но не поставить ему диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство». И уже следующий вопрос — станет ли такое состояние патологическим, приобретет ли клинические проявления. Согласно руководству по диагностике и статистике психических заболеваний (DSM), мы ставим ОКР в случае, если навязчивое поведение занимает у человека больше часа в день. Если меньше часа, то нужно понять, склонен ли человек по своему характеру к навязчивостям или это конкретное расстройство», — говорит г-жа Малышева.

Чем опасно ОКР?

Мысли человека с ОКР дисфункциональны, нереалистичны, его «магическое» мышление забирает у него энергию и силы, мешает ему жить. Любое тревожное расстройство способно настолько вымотать человека, что у него могут появиться суицидальные мысли. Если человек не справляется с эмоциями, не видит перспективы, к ОКР может присоединиться депрессия, когда человек не выходит из дома или моет руки до крови. Это очень выраженная степень патологии, когда человеку нужна помощь, и чем раньше она придет, тем меньше будет риск суицида.

Можно ли избавиться от ОКР?

ОКР — это хронический вид заболевания. Однако навыки, приобретенные во время психотерапии, остаются с человеком навсегда. Задача пациента — не избежать «откатов», а научиться использовать эти навыки и быстрее возвращаться в норму.

Когнитивно-поведенческая терапия показывает 50-80% эффективности в лечении ОКР, и это очень хороший, признанный во всем мире результат. В сложных ситуациях психотерапия объединяется с медикаментозной поддержкой, и это тоже очень важный момент, так как тревожные расстройства имеют под собой и нейробиологическую базу, а значит, важно учитывать нюансы работы нейромедиаторов головного мозга.

Если вы заметили симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у себя или близкого человека:

Если человек замечает, что его поведение выходит за рамки нормального, мысли или ритуалы становятся навязчивыми и влияют на качество жизни, то стоит обратиться к специалисту. Это может быть врач-психиатр или психотерапевт. © ИА «Город_24»

Фото Deagreez, iStock

Читайте также