Бензиновый кризис, настигший Брянскую область в октябре, продолжается уже десять дней. Ситуация раскручивается по сценарию, который в августе можно было наблюдать в Приморском крае. Именно этот регион стал первым в России, попавшим под дефицит бензина со всеми атрибутами – часовыми очередями на АЗС и спекулянтами, продающими литр за 300 рублей.
Сообщения о проблемах с топливом в Брянске появились в соцсетях 1 октября: «Бензина НЕТ: брянские водители бьют тревогу. Таксисты рассказали о проблеме с бензином на Фокинке и Авиационной. Также говорили и про Бежицкий район. В чем причина — пока неясно».
Традиционный прямолинейный антикриз от областных властей («сохраняйте спокойствие, всё хорошо, слушайте только официальные источники») сработал в прямо противоположную сторону – автомобилисты ринулись скупать бензин во все доступные ёмкости.
Тут же были введены «заградительные меры»: на АЗС в Брянске появились объявление об отпуске топлива на сумму до 1000 рублей на одного клиента или не более 30 литров на одного клиента. Сети АЗС организовали дополнительные рейсы бензовозов, оптимизировали логистику и улучшили системы продаж на загруженных точках. Точно те же самые меры предпринимались в Приморском крае – там бензиновый кризис удалось купировать через три недели после его начала – аккурат к ВЭФ-2025.
Ажиотаж, несмотря на успокоительные мантры («на брянских АЗС стабилизировалась ситуация после искусственно созданного ажиотажа»), продолжается. По информации на 10 октября, на пропажу бензина на АЗС начал жаловаться в районах – дефицит на АЗС в Новозыбковском, Климовском и Клетнянском районах. На автозаправках либо отсутствует какой-либо вид топлива, либо действуют ограничения, введенные руководством АЗС сетей. Водители стараются заправить автомобиль до полного бака, а также наполняют канистры и другие емкости в своих багажниках. Все это вызывает преждевременное опустошение топливных резервуаров на заправках. Ситуация усугубляется небольшим количеством АЗС в райцентрах или вокруг них. Например, в Стародубе пять АЗС. В городе цементников Фокино, который сопоставим с райцентром – три АЗС.
Брянская область повторила – в том или ином виде – персонажей «бензинового фольклора» из Приморья и Крыма: бабушку-таксистку из Алушты со 100-литровой бочкой в прицепе (брянские тащили 200-литровые) и спекулянт из-под Уссурийска «Отсоси бензина», перепродающий бензин паникёрам по 200 рублей за литр (он пользовался тем, что в его селе на трассе всего одна АЗС на многие километры вокруг).
С конца июля и по сей день дефицит бензина ощутили на себе более 20 регионов России. Это, в частности, Приморский, Забайкальский, Хабаровский края, Сахалин, Крым, Чукотка. Нолики-прочерки на стелах АЗС замечены в Рязанской, Нижегородской, Саратовской, Ростовской, Самарской, Владимирской, Белгородской, Волгоградской, Ульяновской, Пензенской, Астраханской областях, Калмыкии, Татарстане. В двух столицах (Москве и Санкт-Петербурге) открытого дефицита пока удалось избежать; лишь чуть растет цена и эпизодически сообщалось о временном отсутствии Аи-95. Теперь вот прифронтовая (это «отягчающее» обстоятельство) Брянская область. Число автозаправок, торгующих бензином в России, за два месяца сократилось на 360, или на 2,6%. Сильнее всего сокращение затронуло независимые сети (-4,1%) и Южный федеральный округ, где число АЗС уменьшилось на 14,2%. Эксперты связывают это с плановыми ремонтами НПЗ, логистическими проблемами и снижением производства топлива. По оценке источника «Коммерсанта», выпуск бензина упал примерно на 10% после плановых и внеплановых остановок нефтеперерабатывающих заводов, включая последствия атак ВСУ. По данным за январь–август 2025 года, суточное производство бензина в России сократилось с 123,6 до 102,2 тыс. тонн. На этом фоне растущий спрос на качественное топливо усугубил рыночный дисбаланс.
Удары ВСУ – это основной триггер бензиновой паники. По Telegram-каналам тиражируются подсчёты Reuters, согласно которым, атаки поразили 10 заводов и вывели из строя не менее 17% мощностей нефтепереработки России. Это эквивалентно 1,1 млн баррелей в сутки.
Брянск, цитата из комментов в ВК: «Была взорвана база та которая поставляла нам бензин».
Как отмечает Neftegaz.RU, по поводу атак на НПЗ официальная информация приводится крайне ограниченно, в основном по независимым НПЗ, ориентированным на экспорт нефтепродуктов и не оказывающим серьезного влияния на внутренний рынок (Афипский, Ильский, Славянский НПЗ, Новошахтинский завод нефтепродуктов).
Из НПЗ, работающих в первую очередь, на внутренний рынок, подтверждены только атаки на:
• Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа (14 и 19 августа),
• НПЗ Башнефти (13 сентября),
• Киришский НПЗ Сургутнефтегаза (14 сентября).
Неофициально сообщалось об атаках на Рязанский, Новокуйбышевский, Куйбышевский, Сызранский и Саратовский НПЗ Роснефти и Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа. О последствиях атак также известно мало – неофициально сообщалось об остановке примерно половины мощностей первичной переработки нефти на Рязанском НПЗ и полной остановке Новокуйбышевского НПЗ, на Киришском НПЗ примерно на месяц выбыло 40% мощностей первичной переработки, но снижение будет частично компенсировано за счет действующих установок.
Цены бьют рекорды. Биржевой АИ-95 — свыше 82 тыс. руб. за тонну, розница — до 85 руб./л. Даже полный запрет экспорта пока не помог: бензина физически не хватает. К падению переработки из-за атак на НПЗ и ремонтов добавились сбои в железнодорожной логистике (списание старых цистерн, атаки ВСУ), сезонный всплеск спроса (внутренний туризм +43% к 2024 году), уборочная кампания.
«Люди не разбираются, почему нет бензина, — сгорел он где-то по пути или владелец АЗС его просто не купил, чтобы не торговать в убыток. Люди начинают паниковать, заправляют полный бак и канистры, суточные проливы на АЗС возрастают, а графики подвоза топлива не меняются так быстро, как этого требует ситуация», — объясняет замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Простои на российских НПЗ действительно достигли рекордного уровня – до 38% мощностей. По оценкам экспертов, общая доступная мощность переработки на действующих НПЗ в настоящий момент составляет около 555 тыс. т/сутки. Около 70% случаев простоев связано с последствиями атак беспилотных летательных аппаратов на объекты нефтепереработки. При этом часть плановых ремонтов, запланированных на III квартал 2025 года, была отложена, чтобы компенсировать выбывшие мощности. По данным РБК, в августе объём доступных мощностей для выпуска бензина на нефтеперерабатывающих и конденсатоперерабатывающих предприятиях сократился на 6% к июлю, а в сентябре — еще на 18%. Для дизельного топлива снижение составило 7% и 20% соответственно.
Стабилизация ситуации ожидается в среднесрочной перспективе – после падения сезонного спроса, продления запрета на экспорт бензина и задействования коммерческих резервов топливных гигантов. Но цены на топливо, как водится, вряд ли серьезно упадут — к Новому году они скорее подрастут на 7%-10%. © ИА «Город_24»
Фото: «Брянск и Бежица»