Дело о махинациях с ранениями и госнаградами в 83-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде, базирующейся в Уссурийске, поступило в Луганский гарнизонный военный суд. Фигуранты дела – 35 военнослужащих, включая начальника группы специальных операций подполковника Константина Фролова (позывной Палач — на фото) и бывшего командира бригады полковника Артёма Городилова, которые инсценировали ранения ради денег и наград. Афера уходит корнями в 2022 год, когда СВО только разворачивалась, нынешняя военная дисциплина только зарождалась, а высокопоставленные коррупционеры на высоких постах в Минобороны ещё прочно сидели в своих кабинетах, а не в СИЗО и колониях. Объём материалов дела – около ста томов, общий ущерб государству превысил 200 млн. рублей.
Герои войны, не совладавшие с властью денег – далеко не новость в воюющей России. Достаточно вспомнить экс-командующего 58-й армией Ивана Попова: с одной стороны – заслуженные орден Кутузова, орден Мужества, орден «За военные заслуги», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами, медаль Жукова; с другой стороны – пять лет колонии за особо крупное мошенничество и служебный подлог.
История, произошедшая в 83-й бригаде – дикая, но очень «военная». Находясь в зоне боевых действий, фигуранты уголовных (теперь – фигуранты, а тогда – военнослужащие) имитировали получение ранений, а иногда и стреляли друг в друга — экспертиза показала, что травмы получены не в боевой обстановке и наносились так, чтобы не задевать жизненно важные органы. Позже участники схемы получали выплаты по 3 миллиона рублей за ранения, ордена Мужества и медали «За отвагу», отпуска, льготы и рассказывали в СМИ о выдуманных подвигах. Предположительно, уголовное дело возбудили после проверки показаний одного из военнослужащих 83-й ДШБ – он сообщил об аферах военному следственному отделу СКР в Санкт-Петербурге. Это позволило ему остаться в статусе свидетеля. Когда расследование «стартовало» – неизвестно, но аресты начались летом прошлого года.
27 июня прошлого года арестовали Константина Фролова. Ему инкриминируются мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), дача взятки (ст. 290 УК РФ), незаконный оборот оружия и боеприпасов (ст. 222 УК РФ) и незаконный оборот взрывных устройств (ст. 221.1 УК РФ). 4 июля по статье о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) задержали и Артёма Городилова. Оба сначала вину не признали, апеллируя к СМИ своими боевыми заслугами. Сейчас они находятся в СИЗО и, как сообщается, заключили сделку со следствием.
«Подвиги» самых громких фигурантов дела описывает «Ъ»:
«В материалах по продлению ареста подполковника Фролова говорится, что за время службы в зоне СВО он получил четыре ранения (сам фигурант носил нашивки, обозначающие пять легких и два тяжелых ранения). Однако благодаря показаниям и экспертизам было установлено, что травмы были получены не в боевой обстановке. Позднее сам военный рассказал, что в него по его же просьбе стреляли сослуживцы, целившиеся так, чтобы не задеть жизненно важные органы. Делалось все это ради получения выплат в размере 3 млн руб.
В суде защита, добивавшаяся освобождения данного фигуранта, ссылалась не только на ранения, но и на наличие четырех орденов Мужества и двух медалей «За отвагу», полученных в том числе за пролитую кровь.
Награды, как теперь полагает следствие, были вручены Константину Фролову незаконно.
Согласно данным, опубликованным на сайте Минобороны, подполковник Фролов являлся преподавателем Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, от которой несколько раз ездил в зону СВО с гуманитарными грузами.
Сюжеты о нем в федеральных СМИ, полагает следствие, не соответствовали истине. Например, информация о том, что Константин Фролов, являвшийся отцом трех дочерей, якобы удочерил спасенную из-под обстрела девочку. Сомнения силовиков вызвали публикации в СМИ и соцсетях, где Фролова называли командиром самой результативной группы снайперов на СВО. Также фейковой оказалась и информация о спасении его командиром, полковником Городиловым, группы операторов беспилотников, попавших под обстрел. Последний благодаря показаниям подполковника Фролова вместе с рядом других старших офицеров также пополнил ряды обвиняемых».
В ходе следствия и Городилов, и Фролов ходатайствовали об отправке их на СВО, однако им было отказано. Кроме того, у следствия вызвало подозрение психическое состояние обвиняемого Фролова, однако экспертиза установила его вменяемость.
Дело по существу рассмотрит Луганский гарнизонный военный суд — по месту совершения ряда инкриминируемых им деяний. © ИА «Город_24»
Фото: Фото: Алексей Потицкий / ТАСС